Вы здесь: Главная » Поведение связанное с нарушением норм правил

Поведение связанное с нарушением норм правил

Закрыть ... [X]

36. Девиантное поведение и социальный контроль: особенности социологического подхода.

Понятие девиантного поведения.

Девиантное или отклоняющееся поведение (от. лат. deviatio – отклонение) -  поступки и действия людей, вступающие в противоречие с утвердившимися в данном обществе нормами и правилами поведения.

(девиантное поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам и ценностям)

Исходным для понимания сути девиантного поведения служит понятие «норма». Социальная норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, социальной группы или организации. 

Типология социальных норм:

1) Формальные нормы – нормы, зафиксированные в документах, имеющие официальный характер;

Неформальные нормы – нормы, которые передаются устным путем, отражая межличностные отношения между людьми.

2)Нормы-ожидания – определяют рамки социально одобряемого поведения, то есть фиксируют реакцию окружающих на наше поведение;

Нормы-требования – определяют рамки социально допустимого поведения, то есть что-то запрещают или разрешают.

3) на основании сферы функционирования:

-     обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;

-     нормы морали (нравственности) - устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением;

-     правовые нормы – закрепляются в законах и нормативных актах. Они  устанавливаются или санкционируются (признаются) государством и охраняются его принудительной силой;

-     политические нормы – касаются отношений между личностью и властью, между социальными группами и между государствами и находят отражение в международных правовых актах, конвенциях и других документах;

-     религиозные нормы – поддерживаются верой сторонников религии в наказание за грехи. Эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для моральных и правовых норм, а также традиций и обычаев;

-     эстетические нормы – нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.

4) по субъектам, носителям норм:

-     общечеловеческие нормы;

-     нормы общества;

-     групповые (коллективные) нормы. 

Нормы регулируют процессы взаимодействия в обществе, обеспечивая его стабильность, и способствуют контролю за отклоняющимся поведением.

Типы девиантного поведения.

А) Лемерт выделяет 2 типа девиации в зависимости от происхождения:

- первичная девиация – когда люди нарушают некоторые принятые в обществе нормы и правила поведения, но окружающие  еще не оценивают их поведение как девиантное (подросток покуривает сигареты с марихуаной, администратор делает приписки к чеку, водитель  нарушает правила дорожного движения: превышает скорость не там, где положено, паркуется, может поехать на красный свет и т.п.); Однако, если их, что называется, «поймали с поличным» работники правоохранительных органов и эти факты стали достоянием общественности, то возникает вторичная девиация, связанная с наклеиванием ярлыка девианта.

- вторичная девиация – отклоняющиеся поступки, которые квалифицируются в качестве девиантных окружающими людьми. В результате чего постепенно и сам человек привыкает считать себя девиантом и вести себя в соответствие с этой ролью (злостный нарушитель правил дорожного движения, наркоман).

Происходит то, что описал американский социолог Г.Беккер в книге «Аутсайдеры» (1963) своей теорией стигматизации (наклеивания ярлыков, от греческого stigma-клеймо, пятно). В данном случае стигма- не просто ярлык девианта, а обвинение человека в каком-либо значительном пороке, за которым должно последовать наказание: заключение в тюрьму, психиатрическую больницу или еще что-либо «антигуманное».

Б)по характеру девиантного поведения:

- индивидуальная девиация – носителем отклоняющегося поведения выступает отдельный человек. Любая девиация вначале проявляет себя как индивидуальная, и только после того, как она многократно повторяется, может приобрести коллективный характер.

- коллективная (групповая) девиация – носителем выступает социальная группа. Такой тип девиации, преимущественно, носит негативный характер (пример: коллективный рэкет в России в 1990-х годах; забастовки и голодовки учителей, врачей и т.д.).

В)в зависимости от значимости нарушаемых норм:

- девиантное поведение (в данном контексте) – поведение, нарушающее нормы, не попадающие под уголовный кодекс или другие законодательные акты;

- делинквентное (преступное) – поведение, нарушающее нормы законодательных актов;

- криминальное – поведение, нарушающее уголовный кодекс по наиболее тяжким статьям.

Г) с точки зрения основных видов деятельности (Я.И. Гилинский)

- пьянство и алкоголизм;

- наркотизм;

- преступность;

- самоубийство;

- проституция;

- гомосексуализм.

Д) по направленности:

- деструктивное – поступки, которые наносят вред самой личности;

- асоциальное – поступки, которые наносят вред первичным группам и обществам;

- противоправное – поступки, связанные с нарушением не только моральных, но и правовых норм и имеют серьезные последствия для всего общества.

+ аддиктивное (зависимое)— поведение, связанное с различного рода зависимостями (азартные игры, курение, алкоголизм и т.д.)

Это поведения  характеризуется чрезмерной и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах, становящихся сверхценными; снижением или нарушением способности контролировать свою вовлеченность в какую-либо деятельность

Социальное отклонение

Можно сделать вывод о том, что девиация есть  социальное отклонение от норм и ожиданий, господствующих  в обществе. НО! Вопреки сложившемуся стереотипу, это отклонение может носить не только негативный, но и позитивный характер.

Отечественный исследователь Я.И. Гилинский различает негативное отклоняющееся поведение, наносящее обществу ущерб и препятствующее социальному развитию, и позитивные отклонения, к которым он относит различные формы социального творчества (научного, технического, художественного и др). в последних новаторство неразрывно связано с преодолением, нарушением существующих норм, типов деятельности. Так, например, наряду с преступниками, алкоголиками и наркоманами, к девиантам можно отнести политических радикалов, художников-новаторов, выдающихся ученных, великих полководцев и государственных деятелей.

Понятие аномии.

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э.Дюркгейм, предложив теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму основной причиной девиации является аномия – буквально, отсутствие регуляции, безнормность.

   Аномия (греч. a – отрицательная частица, nomos – закон) —исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм (Дюркгейм Э. „Самоубийство“, СПб., 1912). При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе и социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодежи.

По сути, аномия – это состояние дезорганизации общества, когда нормы либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, в результате чего появляются различные виды девиации. С помощью данного понятия Дюркгейм анализирует явление и сущность самоубийства как формы девиантного поведения.

Восприняв эту идею Дюркгейма, Р.Мертон создал свою функционалистскую теорию аномии. По его мнению, основной причиной отклоняющегося поведения является противоречие, конфликт между целями культуры и социально одобряемыми средствами их достижения. Другими словами, если люди ставят перед собой цель, которую нельзя достичь принятыми в данном обществе средствами, они пытаются найти иные средства, в том числе и социально осуждаемые. Естественно, это ведет к разного рода девиациям.

Мертон дает следующую типологию поведения личности в зависимости от типа адаптации к культурным целям и средствам их достижения («Социальная теория и социальная структура, 1957г.)

1) конформизм – означает полную солидарность личности и с общественными целями, и с социально одобряемыми средствами их достижения. Без наличия конформистского поведения нельзя было бы говорить о стабильности, социальном порядке и преемственности в развитии общества. Чем более широко представлен конформистский тип приспособления, тем более устойчивым и спокойным (надежным) является общественный порядок.

Этот тип поведения противоположен девиантному. Он основан на зависимости человека от господствующих стандартов в обществе. Все остальные типы поведения могут быть рассмотрены как в той или иной степени девиантные.

2)инновация – согласие с общественно одобряемыми целями, но неприятие средств достижения этих целей. Человек ищет новые средства достижения данных целей(использование мошенничества, рэкета, шантажа, для того, чтобы стать богатым человеком – общественно одобряемая цель).

3)ритуализм – принятие общественно одобряемых средств достижения целей, но отказ от некоторых из самих целей (например, цели безудержного стремления к успеху, характерен афоризм «Высоко взлетишь - больно упадешь», вследствие чего для ритуалистов типичны высказывания: «я стараюсь не высовываться», «не нашего ума дело»…)

4)ретритизм – отказ и от общественно одобряемых целей, и от подобных же средств их достижения. Данный тип поведения связан с бегством от реальной жизни – создание собственной субкультуры, самоизоляция от общества, отказ от взаимодействия с ним (бродяги, наркоманы, бомжи, душевнобольные, алкоголики…).   Общество, как правило, не приемлет ретритизм в достаточно жесткой и агрессивной форме, требуя от государства непримиримой борьбы с ним.

5)мятеж – отрицание господствующих в обществе целей и средств и их замена новыми. Данный тип поведения характеризуется внутренней и внешней активностью Субъектов, готовностью изменить общество в корне, даже путем социальной революции.

Отклоняющееся поведение как один из путей адаптации культуры к социальным изменениям, условиям окружения

Социальные отклонения нередко являются источником новых начинаний, основой адаптационных механизмов, связанных с зарождением иных социокультурных явлений и процессов. Всякая культурная норма, прежде чем она принимается обществом как «своя», вначале выступает как антипод господствовавшей ранее, как отклонение от нее, стимулирующее борьбу нового со старым. В качестве иллюстрации к сказанному можно привести выступления диссидентов (инакомыслящих) в СССР в 60 - 70-х гг. (А.Д.Сахаров, А.И.Солженицын, М.Л.Ростропович и многие другие). Эта форма отклоняющегося поведения предвосхитила перестройку, критику тоталитаризма и отказ от него, свободу слова, гласность и т.д.

Разумеется, не всякая девиация может привести к возникновению прогрессивных культурных норм и моделей поведения. Преступность, наркомания, алкоголизм никогда не создадут для этого основы. Но можно говорить о том, что наука (социологическая) могла бы фиксировать, анализировать, пропагандировать ростки новых культурных норм и ценностей в тех или иных прогрессивных формах отклоняющегося поведения.

4. Социальный контроль и его виды. Санкции.

Рассмотрение  девиантного поведения неразрывно связанно с понятием социального контроля.

Термин «социальный контроль» был введен в научный оборот Г Тардом и означал в его первоначальной трактовке средство возвращения правонарушителя (преступника) к нормальной жизни.

В общем виде, социальный контроль - это  регуляция поведения субъектов социального действия с помощью нормативных механизмов и санкций. Социальный контроль связан не только с девиантным поведением, он имеет отношение ко всякому групповому или индивидуальному действию.

Н.Смелзер: в исследованиях девиации социальный контроль - усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление.

Социальный контроль выступает в 2-х основных видах:

1)формальный – осуществляется официальными организациями (например: органами правопорядка, через штрафы, заключение под стражу; налоговой службой  и.д.)

2)неформальный -  осуществляется социальными группами, в жизнедеятельность которых включен индивид (семья, соседи, школа, дружеская компания и т.д.).

Основные направления проявления социального контроля

1)соц. контроль как часть процесса социализации. Чем она эффективней, тем эффективней социальный контроль, поскольку социализация способствует формированию «нормативного» поведения личности, то есть соответствующего принятым в обществе правилам, нормам, обычаям и т.д. Тем самым социализация формирует внутренний контроль на основе индивидуальных самооценок, что делает менее нужным внешний контролъ.

2)контроль через групповое давление и групповой контроль. На индивида влияют правила, нормы, принятые в тех группах, в жизнедеятельность которых он включен (контроль носит неформальный характер);

3) контроль в форме принуждения, осуществляемого через санкции. Принуждение —это крайняя форма социального контроля. Она используется тогда, когда индивиды не хотят строить свое поведение в соответствии с действующими в обществе регуляторами социальных отношений.

Социальный контроль в обществе осуществляется через санкции.

Санкция – социальное наказание или поощрение, при помощи которого группа или общество контролирует поведение своих членов.

Виды санкций:

1) формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны формальных групп – грамоты, благодарность, повышение в должности;

2) неформальные позитивные – публичное одобрение со стороны неформальных первичных групп  – улыбка, аплодисменты, рукопожатие.

3) формальные негативные – наказания, предусмотренные юридическими распоряжениями - административные штрафы, заключение под стражу.

4)неформальные негативные – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями (насмешка, отказ пожать руку, клевета, жалоба, ругань).

Парсонс, рассматривая социальной контроль (как принуждение) в связи с анализом отклоняющегося поведения, выделяет следующие виды:

1) изоляция – использование тюрьмы для отлучения девианта от общества;

2) обособление – частичная (временная) изоляция девианта (психиатрическая больница);

3) реабилитация – осуществляется с помощью труда, образования, лечения (в группах типа «анонимных алкоголиков»), и направлена на то, чтобы помочь девиантам найти свое место в жизни.

В заключение отметим, что социальный контроль не сводится только в воздействию общества, социальных групп и организаций на личность. В целом, социальный контроль представляет собой широкое социальное поле взаимодействующих индивидов, их различных общностей и общества в целом. Его главная задача – наиболее полно учитывать потребности и интересы человека с помощью рационально организованного общества.

 


Источник: http://maklak10.narod.ru/index/0-37


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Поведение отклоняющееся поведение, связанное с нарушением социальных Цветы в плетеной клумбе

Поведение связанное с нарушением норм правил Поведение связанное с нарушением норм правил Поведение связанное с нарушением норм правил Поведение связанное с нарушением норм правил Поведение связанное с нарушением норм правил Поведение связанное с нарушением норм правил Поведение связанное с нарушением норм правил Поведение связанное с нарушением норм правил Поведение связанное с нарушением норм правил

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ